< Назад к блогу

Что такое аутсорсинг?

Что стоит за этим явлением и почему к услугам аутсорсинга проявляется такой интерес?
21.11.2018

Услуги аутсорсинга на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 80-х годов прошлого столетия, привлекают внимание исследователей в области экономики. Данная сфера деятельности изучается, анализируется, границы ее возможностей постоянно расширяются.

Существуют крупные международные корпорации, которые передают до 90 процентов своих узко специализированных и сопутствующих бизнес процессов атсорсинговым компаниям. Что стоит за этим явлением и почему к услугам аутсорсинга проявляется такой интерес?

Определение понятия

Термин outsourcing имеет английское происхождение и состоит из двух слов. Первая часть, «аут» переводится, как «внешнее», а вторая составляющая – «сорсе», означает «источник». Аутсо – рсинг внешний источник, из которого происходит наполнение кадрами или выполняются иные функции по обслуживанию основной деятельности предприятия, учреждения, организации, заказывающей услуги.

В современном понимании экономической науки и маркетинга аутсорсинговой сфере предоставляются широкие полномочия. Их рамки ограничиваются только договорными обязательствами сторон: аутсорсеров(сторонней организации) и клиента.

Страницы истории

Многие историки склонны утверждать, что аутсорсинг персонала зародился еще в древние времена. А первыми аутсорсерами примитивной «кадровой службы» стали посланники владельцев шхун, нанимающие матросов для гребли на суда Римской империи. Военные, торговцы испытывали постоянную нехватку моряков, поскольку из каждого плавания возвращалась в лучшем случае только треть наемников. Найм осуществляли специальные люди, которые ходили по поселениям и предлагали постоянный заработок нуждающимся.

Свое широкое распространение получили аутсорсинговые услуги вместе с бурным развитием производства и промышленности. В 19 столетии после изобретения паровой машины началось строительство железных дорог. Для оказания услуг по приглашению рабочего персонала на стройки, прокладку железнодорожных путей привлекались люди, умевшие убеждать. Им за каждого приведенного работника платили денежное вознаграждение.

Эти первые рекрутеры проходили в день по несколько десятков километров, заходя на городские рынки, где собирались попрошайки, стучась в дома бедных крестьян. Они сулили безбедную жизнь и бесплатную похлебку трудящимся по найму на тяжелейших работах.

Еще одной сферой деятельности, для которой нанимались сотрудники, были почтовые перевозки. Труд этот был сложным, очень опасным, но хорошо оплачиваемым. Почтальонам, сопровождающим ценные грузы, даже выдавалось оружие для защиты от грабителей. Но места освобождались, служба постоянно нуждалась в расширении штата и обновлении сотрудников.
Очень популярным стал найм работников в Англии второй половины 19 века. Аристократия приглашала прислугу для обслуживания домов, обучения детей, ухода за садом.

Для начала двадцать первого столетия также важны и нужны перечисленные профессии, некоторые из них просто стали называться по-другому. Основные должности, востребованные для найма:

  • представители всех морских специальностей, которыми комплектуется полностью штат грузовых и пассажирских судов;
  • сотрудники курьерских служб;
  • домашний персонал.

Развитие аутсорсинга

Во время Великой депрессии в США автомобильные гиганты – заводы Форда и Дженерал Моторс были на грани разорения. Спас производство новый подход к использованию не только кадрового, но и узко специализированного отраслевого потенциала.

Форд и Слоун сотрудничали со смежными фирмами по изготовлению узлов, механизмов, иному оснащению транспортных средств. На основном производстве выполнялась только конечная сборка. Благодаря инновационному подходу, который впоследствии получил название промышленного аутсорсинга, удалось не только спасти предприятие, но и занять лидирующие позиции в отрасли.

После Второй Мировой войны начинает развиваться быстрыми темпами аутсорсинг сфер, вспомогательных для основного производства. К нему относятся услуги по следующим направлениям:

  • бухгалтерское обслуживание;
  • юридическое сопровождение;
  • обеспечение бесперебойной работы всех средств связи;
  • компьютерные разработки.

Традиции аутсорсинга в России

Первым и самым известным «рекрутером» на Руси был великий царь Петр Алексеевич. Петр I еще в середине 18 века стал «выписывать» из Европы квалифицированных лекарей, ученых, инженеров, судостроителей.
Его дело было продолжено Екатериной II, привозившей из Германии представителей разных профессии, внесших огромный вклад в развитие науки, техники, образования, архитектуры России.

В Советском Союзе аутсорсинг персонала не получил развития. Миграция кадров не приветствовалась. Но успешно использовался опыт зарубежных стран по внедрению аутсорсинга в промышленности и науке. Наглядным примером можно считать налаженные связи научных, исследовательских институтов, лабораторий с промышленными, производственными предприятиями. Научные разработки, опытные образцы, детали и комплектующие часто перевозились из одного края страны в другой, где было лучше налажено производство, имелись трудовые, сырьевые ресурсы.

В 90-е годы 20 века в связи со входом на отечественный рынок иностранных компаний, активным развитием частного предпринимательства возрастает спрос на оказание услуг аутсорсинга в разных направлениях. Зарубежные бизнесмены уже привыкли использовать узких специалистов на вспомогательных процессах производства, торговли, логистики. Для России данный опыт был новшеством, поэтому первыми аутсорсерами стали фирмы из Европы и Америки, появившиеся вслед за инвесторами.

Главными направлениями деятельности первых аутсорсинговых компаний стали:

  • бухгалтерское и юридическое сопровождение деятельности зарубежных фирм, не знакомых с российским законодательством. Российские специалисты были необходимы, чтобы адаптировать работу международных предприятий к требованиям отечественных законов в сфере налогообложения, для подготовки уставной и иной корпоративной документации;
  • кадровый аутсорсинг. В филиалах в России по найму работали местные специалисты. Для их оформления требовалось знание особенностей трудового кодекса.

Повышение интереса к аутсорсингу

С конца прошлого столетия аутсорсинг бурно развивается по разным направлениям. По опросу Американского Института аутсорсинга, проведенного в 1997 году, более 20% руководителей фирм отдавали во внешнее ведение значительную часть финансовых, бухгалтерских функций. Около 80 процентов опрошенных владельцев бизнеса в разных отраслях производства доверяет административные функции аутсорсерам.

Спрос на аутсорсинговые услуги вызван значительными выгодами от использования данной модели сотрудничества с узкоспециализированными компаниями:

  1. Существенно снижается стоимость реализации бизнес-процессов в части экономии средств на выплату заработной платы и оптимизации налогообложения.
  2. Высвобождаются внутренние ресурсы компании для продуктивного развития основной деятельности (повышается качество производимых товаров и оказываемых услуг, расширяются рынки сбыта, растет прибыль).
  3. Эффективно используются специализированные знания, инновационные технологии, новейшее оборудование, предоставляемое аутсорсерами.
  4. Риски в узкоспециализированных процессах полностью или частично передаются непосредственному исполнителю.

Благодаря плодотворному сотрудничеству с аутсорсинговыми агентствами и компании Заказчика появляется возможность сконцентрироваться на основной деятельности, улучшать ее качество или развивать новые формы, направления. Экономятся и рационально используются управленческие, финансовые, человеческие ресурсы.

Основные формы аутсорсинга

Наиболее удобные, оптимальные формы аутсорсинга разрабатываются заказчиками и исполнителями (аутсорсерами) при разработке соглашения о сотрудничестве. Обязательно учитываются цели и задачи передачи части полномочий под внешнее управление. Условно можно выделить полный и частичный аутсорсинг, как основные формы сотрудничества.

В договоре полного или максимального аутсорсинга отражается передача в управление до 90 процентов персонала и даже активов предприятия. К таким активам могут относиться информационное, финансовое направление деятельности.

При частичной форме аутсорсинга делегируются полномочия, передается часть функций компании, чей опыт в какой-либо сфере является значимым и приносящим высокие прибыли. Между головной и вспомогательной фирмой заключается договор, в соответствии с которым налаживается выпуск дорогостоящей продукции. Для этого необходима специальная техника, технологическое оборудование, инновационные технологии. Данная форма аутсорсинговой деятельности распространена при изготовлении сложной бытовой техники, электроники.

Кроме перечисленных выше основных форм, специалисты выделяют некоторые другие варианты договорных отношений:

  • При совместном аутсорсинге предприятия договариваются стать партнерами в определенной сфере производства, оказания услуг. В основном такие соглашения используются между головным предприятием и поставщиками определенных товаров, услуг, материалов, комплектующих
  • Для промежуточного аутсорсинга характерна передача в управление третьей стороне собственных разработок. Это могут быть определенные системы или платформы в области IT технологий. Данная форма возможна только при наличии высокого потенциала сотрудников предприятия, готовых к созданию новых систем
  • Суть трансформационного аутсорсинга заключается в самом названии процесса – поставщик услуг приглашается с целью проведения полной реорганизации определенного подразделения или всего предприятия. После окончания работ все новые разработки, база знаний и навыков передается клиенту в полное управление. Данная форма напоминает деятельность специально приглашенного консультанта, который занимается изучением и совершенствованием какого-либо направления деятельности. Разница заключается в том, что аутсорсинговая компания практически не использует кадровый потенциалзаказчика
  • Для аутсорсинга совместного предприятия используются возможности поставщика услуг по созданию действенных, эффективных систем. Клиенту отводится роль своеобразного спонсора, вкладывающего средства в разработку инновационного программного обеспечение проекта. Целью данной формы сотрудничества является повышение эффективности работы производственного подразделения, налаживание выпуска новых видов продукции.

Основные виды аутсорсинга

Классификация видов аутсорсинга основана на выделении сфер деятельности, по которым осуществляется сотрудничество с фирмой – поставщиком узкоспециализированных услуг.

К видам аутсорсинга специалисты относят следующие направления:

  • бизнес-процессы;
  • IT технологии;
  • производственно-хозяйственное;
  • промышленное или производственное;
  • финансовое;
  • кадровое.

Под понятием аутсорсинга процессов бизнеса подразумевается передача в полное или частичное управление функций, являющихся второстепенными для данной отрасли. Их перечень, объем оказываемых услуг, временной промежуток, на который делегируются полномочия, постоянно изменяется. Второстепенными или вспомогательными процессами, которыми занимается аутсорсер, могут быть: бухгалтерский учет, налогообложение, начисление заработной платы, работа с персоналом, внутренний аудит, создание и функционирование центров обслуживания потребителей.

ИТ аутсорсинг – достаточно обширная область сотрудничества клиента с подрядчиком. Она охватывает такие направления деятельности предприятия, учреждения, организации, как: разработка программного обеспечения, внедрение информационных технологий, сопровождение функционирования офисного оборудования и техники, обучение и повышение квалификации IT специалистов.

Данный вид аутсорсинга появился в 80-х годах 20-го столетия в связи с бурным развитием информационных технологий. Без специальной техники, оборудования, программного обеспечения невозможно представить работу любой компании. Спрос на услуги в сфере ИТ технологий постоянно растет.
Выделяются несколько форм оказания IT услуг:

  1. Полный аутсорсинг информационно-технической инфраструктуры при внедрении типового программного обеспечения деятельности компании. К нему относятся унифицированные системы документооборота, бухгалтерского учета, управленческой структуры. Наиболее распространенными являются системы ERP, CRM, без которых сложно представить работу крупного предприятия. В соответствии с договором специалист организации подрядчика занимаетсятолько установкой программы или внедрением, постоянным сопровождением функционирования оборудования.
  2. Близкой по значению формой является частичный ИТ аутсорсинг, при котором функции переданы не полностью. Приглашенные программисты только внедряют систему, а сотрудники собственного ИТ отдела компании заказчика поддерживают ее на должном уровне.
  3. Использование аппаратного обеспечения подрядчика. Заключается в предоставлении клиенту технических возможностей, мощностей оборудования, необходимого для реализации отдельного проекта или постоянной работы. Выгода такой формы сотрудничества заключается в отсутствии необходимости вложения средств в покупку дорогостоящего IT оборудования.

Небольшие компании, частные предприниматели нуждаются в постоянной или единовременной поддержке работы оборудования, программного обеспечения. Для них ИТ направление не является ключевым при проведении производственной деятельности. Они не имеют собственных узких специалистов в данной сфере, поэтому пользуются услугами ИТ аутсорсинга. Одной из форм сотрудничества в ИТ сфере является аутсорсинг рабочего места, при котором сотрудники предоставляется необходимая техника для выполнения возложенных функций.

Производственно-хозяйственный аутсорсинг заключается в предоставлении услуг обслуживанию основной деятельности предприятия ложатся на подрядчика. Это могут быть такие направления, как: проведение уборки помещений, организация питания работников, управление автопарком, проведение инвентаризации товаров на складах.

Производственный аутсорсинг актуален в случае необходимости открытия, развития непрофильных производств. Особенно это касается изготовления изделий электроники, сложной бытовой техники, требующих внушительных затрат на материалы и комплектующие, особых условий проведенияпроцессов производств, обустройства специального рабочего места для каждого работника, наличия высококвалифицированных сотрудников. Преимуществом аутсорсинга производственных процессов является повышение эффективности работы предприятия по основному направлению деятельности, снижение себестоимости продукции.

Финансовый аутсорсинг – это полная или частичная передача подрядчику функций по бухгалтерскому учету. Форма сотрудничества зависит от объема работы, вида деятельности предприятия, формы собственности.
Кадровое направление атутсорсинга заключается в обеспечении клиента необходимым персоналом. Работники предоставляются по найму, не включаются в штат предприятия заказчика. Они являются сотрудниками аутсорсинговой компании, которая делает подбор, проводит адаптацию, обучение персонала, ведет всю кадровую документацию, составляет отчеты в контролирующие органы.

Аутсорсером контролируется выполнение персоналом должностных обязанностей, ведется учет за количеством отработанного времени. Аренда, найм работников, осуществляется на разный срок – от нескольких смен, до месяцев, а также на период реализации определенного проекта, объема работ.
Аутсорсинг продолжает развиваться высокими темпами, поскольку владельцы и руководители предприятий, учреждений, организаций убеждаются в эффективности привлечения узких специалистов и услуг по разным направлениям деятельности.