< Назад к блогу

Кратко об аутстаффинге

Преимущества и недостатки аутстаффинга для компании и на что важно обращать внимание при использовании этого метода управления персоналом
26.08.2020

Если с десяток лет назад понятие «аутстаффинг» вызывало недоумение, то сегодня о нем не говорит разве что ленивый предприниматель. При этом далеко не все осознают, чем он отличается от аренды, лизинга или аутсорсинга, часто употребляя эти понятия как слова-синонимы. Но при схожих целях, между каждым из них есть огромная разница.

Чтобы понять её, эксперты ГК «ПРОФРЕЗЕРВ» решили рассказать, что такое аутстаффинг простыми словами. В чем его суть? Каковы преимущества и недостатки для компании и самого работника? В каких случаях можно использовать эту схему и на что обратить внимание при поиске провайдера? В этом материале вы найдете ответы на эти вопросы, а также узнаете обо всех нюансах, особенностях и тонкостях вывода персонала «за штат»!

Что скрывается под аутстаффингом персонала?

Не вдаваясь в сложные объяснения, это формальное «увольнение» специалистов с последующим зачислением в штат другой организации. При этом работники остаются на прежнем месте, выполняют ту же работу и обязаны подчиняться вашим приказам. Фактически, вы «передаете» своих работников под ведомство другого работодателя, тем самым избавляя себя от ведения отчетности, а также оптимизируете расходы предприятия за счет снижения налогообложения.

Впервые он был применен в США во время экономического кризиса 70-х годов. В России же, эта форма кадрового менеджмента появилась в 1998 году, но не прижилась из-за особенностей постсоветского мышления. И только к концу 2010-х эта процедура обратила на себя внимание малого и среднего бизнеса, став спасением для ряда предприятий, нуждающихся в большом количестве работников, но не имеющих возможности выплачивать налог на каждого из них.

Чаще всего схему путают с аутсорсингом, при котором на исполнителя возлагаются определенные задачи, либо отдельные бизнес-процессы заказчика. При этом аутсорсеры занимаются подбором соответствующих кадров, в то время как аутстафферы «принимают» кадры клиента к себе. Пример – компания Apple, в которой разработкой, дизайном и сборкой устройств занимаются разные подрядчики из нескольких стран.

Преимущества и недостатки аутстаффинга для компании

Если вы хотя бы раз сталкивались с «внезапной» проверкой трудовой инспекции, обнаружившей нарушения, вероятнее всего вы знаете, что ответственность за них ложится на руководство организации. При выводе персонала, взаимодействие с контролирующими органами переходит в обязанности подрядчика, заинтересованной в отсутствие различных проблем, т.к. каждая из них дорожит своей репутацией.

При возникновении конфликтов между штатным сотрудником и работодателем, решение трудовых споров возлагается на плечи руководителя. При подряде, этими моментами занимается провайдер. Более того, в её обязанности входит выплата компенсаций в результате производственных травм или несчастных случаев (в т.ч. с летальным исходом), поскольку юридически, он числится в их организации.

Кроме того, такая форма кадрового менеджмента полезна в случае привлечения к работе иностранцев. Ведь оформление иностранных граждан и дальнейшие разбирательства с миграционной службой возлагаются на команду юристов аутстаффера. Чего уж говорить о снижении нагрузки на бухгалтерию и отдел кадров?

Когда уместен аутстаффинг персонала?

В общем понимании, трейд-аутстаффинг актуален в случае, когда вам необходим квалифицированный персонал (либо отдельный сотрудник), но по ряду объективных причин вы не можете принять его в штат своей компании. Хотя причины использования этой схемы могут быть следующими:

  1. Сокращение расходов, высвобождение ресурсов. Малая численность штатных сотрудников устраняет необходимость в содержании большого аппарата кадровиков и бухгалтеров, снижает зарплатные налоги;
  2. Соблюдение среднесписочной численности работников предприятия для сохранения упрощенной системы налогообложения ради экономии бюджета предприятия;
  3. Работа с трудовыми мигрантами без оформления документов: хороший аутстаффер берет эти обязательства на себя и следит за отсутствием проблем с миграционной службой;
  4. Минимизация рисков при проведении различных проверок. Юридическая ответственность за нанятый персонал переходит в юрисдикцию подрядчика, обязующегося решать трудовые споры и моменты, связанные со взаимодействием с контролирующими службами.

Кроме того, аутстаффинг позволяет продлить испытательный срок специалиста для принятия последнего в штат постоянных сотрудников вашей компании, а также нанимать специалистов из других регионов без открытия филиалов в интересующем субъекте РФ.

На что необходимо обратить внимание?

Чаще всего, аутстаффингом занимаются частные агентства занятости, имеющие официальную государственную аккредитацию в Федеральной службе по труду и занятости. Добросовестная компания предложит клиенту ознакомиться с условиями и официальными документами заранее, т.к. дорожит своей репутацией из-за большой конкуренции в нише.

Во избежание различных недоразумений, связанных с недомолвками, клиент может запросить у «арендуемого» работника договор с отметкой миграционной службы (в случае сотрудничества с иностранцами). При выводе персонала «за штат» желательно убедиться, что выбранный вами подрядчик представлен в реестре аккредитованных частных агентств.

Кроме того, удостовериться в благонадежности выбранного аутстаффера через рейтинговые таблицы частных кадровых агентств, либо ознакомившись с отзывами других компаний, а также сотрудников, работавших с провайдером.